Дошкольники
Центр библиотечного сотрудничества «Русская словесность»
Программа развития интереса к чтению через игровые формы «Почитаем-поиграем».
Возраст детей: 3-6 лет.
Краткая аннотация «Почитаем-поиграем» - это долгосрочный проект, направленный на развитие у детей интереса к книге. Задача программы - найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной и внутренне созвучной.
Цель программы показать детям не только хорошую познавательную и художественную литературу, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с иллюстрациями разных художников к одной книге, с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Книги, используемые при реализации программы, привлекают внимание ребенка, вызывают у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание.
Актуальность проекта: Актуальность программы связана с резким сокращением доли чтения в структуре свободного времени детей. Существует ряд факторов, вызвавших это явление:
• Во-первых, телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни детей.
• Во-вторых, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и свое время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
• В-третьих, современное дошкольное образование настолько увлечено непосредственным обучением детей, что при обращении к художественной литературе практикуют исключительно «школьные» приемы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребенка к детской книге гаснет, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. Программа «Почитаем-поиграем» объединяет коммуникативную деятельность в форме знакомства с литературными произведениями различного жанра и игровую деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание такой атмосферы, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, наглядность и продуктивность занятий. Реализация данной программы актуальна и вызвана потребностью детей, их родителей и педагогов в выработке у детей потребности к самостоятельному чтению, умению находить нужные им книги, повышении читательской культуры.
Цель программы: 1. Создание условий для развития личности ребёнка.
2. Расширение кругозора, формирование определённых умений и навыков работы с книгой.
3. Развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.
4. Активизация роли книги и библиотеки в организации досуга.
5. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать.
Задачи программы:
• просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
• развитие потребности в чтении и рассматривание иллюстраций (самостоятельном, инициативном);
• развитие читательской компетентности детей через организацию разнообразных игровых мероприятий; Под читательской компетентностью понимаются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, позитивное отношение к чтению. В качестве критериев интереса рассматривается:
• активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы)
; • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
Отличительные особенности программы:
• Разработка игровых мероприятий с учётом возрастных особенностей и подготовленности детей. • Организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с книгой. • Разнообразие форм и методов. • Анализ эффективности проводимых мероприятий.
Прогнозируемые результаты:
1. Разнообразие игровых мероприятий расширяют кругозор, привлекают внимание к книгам и вызывают интерес к чтению; дают оперативную информацию о новых книгах; представляют многообразие книжного фонда.
2. Формируют определённые умения и навыки работы с книгой.
Содержание: Дошкольнику нужны впечатления. Плохо, если он каждый день видит, слышит и трогает то же самое. Для того чтобы заинтересовать ребенка, книга должна быть яркой, красочной, с большим количеством картинок. Ведь дети, как известно, красивое, любят больше умного. Будущие книголюбы пока не дозрели до того, чтобы чинно восседать в кресле с шедевром художественной литературы. Они не чем не интересуются дольше 10-15 минут. Поэтому, чем необычней и ярче будет «источник знаний», тем больше шансов на то, что он вызовет интерес ребенка. Несомненно, любого дошкольника привлекут издания не совсем обычной формы, где текстовая часть совмещена с игровой, где каждая страница сверкает, переливается, или оснащена «секретиками» - волшебными окошками, где простенькие стишки чередуются с красочными, объемными, а, главное, движущимися картинками, и можно не просто перелистывать страницы, а играть, совершая какие-либо действия. Ведь чтение – занятие трудоемкое и без изначального, в подсознании с младенчества заложенного: «Книжки – это интересно» овладеть навыком быстрого и непринужденного чтения перед школой также сложно, как научиться плавать при водобоязни или прыгать с парашюта при страхе высоты. Чтение – это не бдение перед телевизором, где красочные картинки сами «перелистываются», а тексты уже озвучены. Процесс чтения требует напряжения, как если бы взрослым предложили на досуге порешать тригонометрические неравенства. Разница между взрослым и ребенком в том, что взрослому тригонометрией можно увлекаться, а можно и нет. Ребенку же увлечься чтением необходимо – впереди школа, где читать придется каждый день, помногу и желательно с удовольствием. В результате реализации программы в распоряжение ребенка будет предоставлена масса всевозможных книг:
1. волшебный мир сказок, где живут прекрасные принцессы и отважные принцы, мир, полный волшебства и удивительных приключений. Ведь сказки – это одно из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка. Никакие даже «сверхнужные» знания не должны опережать нравственное развитие ребенка. Сказка формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и умение сочувствовать.
2. серия познавательных книг, где с помощью ярких, легко понятных схем можно познакомиться с круговоротом воды в природе, узнать: почему сверкает молния, гремит гром; почему у клена листья такой необычной формы; как с помощью лягушки и сосновой шишки предсказать погоду, кто придумал зонтик, чем гладили одежду, когда еще не было утюга. На каждой странице множество приятных сюрпризов – все рисунки оснащены «секретиками» - волшебными окошками.
3. серия книг по досугу содержит много интересных идей для поделок из теста и бумаги, исчерпывающее руководство по рисованию фломастерами и карандашами, мелками и гуашью. Также книги содержат приемы надавливания и размазывания, технику плоской и объемной лепки, тонкости работы с материалом.
4. книжки-игрушки, в которых персонажи двигаются, предметы крутятся, издают звуки. Герои стихов оживают прямо на глазах, словно выпрыгивая навстречу друг другу. Они бегают, машут хвостиком или лапкой, прячутся или выглядывают из травы.
5. книжки со вставками из различных тактильных материалов. Например, на страницах этих книг ребенок не только узнает о том, какие бывают животные, как они говорят, что они умеют делать, но и сможет их погладить. Развитие тактильной памяти не менее важно, чем слуховой и зрительной. 6. книжки из серии «Крутилка» - нужно выбрать правильный ответ в специальных прорезях. Например, на странице появляется новое животное, а ребенок крутит кружок, чтобы найти косточку для собаки, молоко для кошки, а сыр для мышек.
7. книжки-панорамки – в них словно на сцене есть передний и задний план, персонажи могут двигаться. Книги прекрасно иллюстрируют действие, развивают пространственное мышление, фантазию.
8. книжки-пазлы, которые хорошо развивают логическое мышление, внимание, память, моторику. Темы сюжетов и способы соединения деталей совершенно разные. Например, в книжке «Счет на ферме» животные должны переехать на новую ферму. Для этого надо пересчитать всех зверят, рассадить в специальные тележки и соединить в паровозик.
9. книжки – задвижки, благодаря которым дети смогут не только послушать стихотворения, но и своими руками выдвигать потайные картинки, которые расскажут: для чего людям нужна овечья шерсть, что несет курочка, а что дает корова.
10. интерактивные книги с клапанами, колесиками, вставками из пленки;
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на работу с книгой, на художественную иллюстрацию. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – представляет большие трудности для ребенка. Работа с книгой помогает глубже и лучше воспринимать информацию, быстрее запоминать содержание. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Задача программы и заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать – «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. Таким образом, активная и систематическая работа с книгами поможет более успешно вести обучение детей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Иными словами, данная программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
• Закон «Об образовании Российской Федерации»;
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Подбор книг для программы базируется на следующих принципах:
1) психологических: • учет возрастных особенностей; • учет особенностей восприятия.
2) педагогических:
• доступность, т. е. содержание произведения соответствует уровню психического и интеллектуального развития ребенка и в то же время несколько опережает этот уровень. Одним из показателей доступности книги для малыша будет интерес к ней и желание слушать ее чтение. • наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст. Иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание. • занимательность сюжета – один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность. Дошкольник пока не обладает способностью долго концентрировать свое внимание на чем- либо. Ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некой тайной, напряженностью повествования. • принцип интеграции и комплексного подхода - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
3) историко – литературных: • наличие в программе произведений, как русской литературы, так и литературы народов мира; • тематическое многообразие произведений; • многообразие авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего – либо (например, тема природы в творчестве разных авторов). К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. В соответствии с планом ежемесячно проводится углубленная работа по одной теме. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 9 тем в каждой возрастной группе.
Этапы реализации: I этап - Подготовительный II этап – Презентационный III этап – Практический IV этап – Итоговый I.
Подготовительный этап Задачи: 1. Определить цель и задачи проекта. 2. Составить план проекта. II. Презентационный этап: 1. Презентация программы «Почитаем-поиграем»; 2. Анкетирование родителей «Ваш ребенок в зеркале чтения». 3. Анкетирование педагогов по проблеме развития у детей интереса к чтению.
III. Практический этап Задачи:
1. Расширение круга читательских интересов дошкольников (воспитание разностороннего читателя).
2. Формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя).
3. Посредством чтения и следующих за чтением игр пробуждать познавательный интерес, воображение.
4. Формирование нестандартного мышления, фантазии, творчества.
5. Развитие образной памяти, внимания, речи
6. Создание привлекательного образа библиотеки и книги.
7. Обогащать и активизировать словарный запас.
IV.Итоговый этап Задачи:
1. Подвести итоги программы.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Модель реализации проекта: Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Педагогическая деятельность Выявление интересов и потребностей детей. В течение учебного года Дидактические игры В течение учебного года Театрализованная деятельность: инсценировка сказок. В течение учебного года Обзор книг по каждой пройденной теме, которые вдохновят детей еще что-то почитать об этом в дальнейшем. В течение учебного года Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»: формирование умения находить книги по заданным признакам В течение учебного года Выставка рисунков "Моя любимая книга" 1 раз в год Книжный фестиваль 1 раз в год 2. Сотрудничество с родителями Анкетирование родителей. 1 раз в год Консультационный материал для родителей. В течение учебного года 3.Методическое сопровождение. В течение учебного года Конспекты интегрированных занятий. В течение учебного года Обобщение наработанного материала. В течение учебного года 4. Работа в социуме Взаимопосещения и обмен опытом с педагогами ДОУ и начальных классов. В течение учебного года Календарно-тематическое планирование.
Тематическое игровое занятие (проводится 1 раз в квартал) способствует приобщению детей к основным темам детской литературы и детского чтения, наиболее близким и понятным дошкольникам. Задача таких занятий – показать многообразие тематики детских произведений и авторскую индивидуальность в решении одной и той же темы. Тема. Цели и задачи.
«Сказки об искусстве» - это раннее знакомство с замечательными образцами живописи. Выдумка тесно переплетается с реальной историей, что помогает ребенку легко запомнить важные факты и картины знаменитых русских мастеров. В рамках данного занятия – обзор пособий по первым навыкам рисования, по технике плоской и объемной лепки. Цель: обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с творчеством художников и рассматривания произведений мастеров живописи; Задачи: • Познакомить с творчеством А. Корзухина. • Развивать интерес к жанровой живописи, эмоциональный отклик на художественный образ. • Формировать увлеченность, желание рассматривать произведения мастеров живописи. • Заинтересовать детей многообразием книг по рисованию, лепке, изготовлению поделок из природных материалов.
«Динозавры»: Зачем некоторые динозавры передвигались на двух лапах и почему им давали такие странные названия? Зачем цератопсу нужны были рога и почему камаразавру, чтобы насытиться требовалось, есть с утра до вечера? Зачем дейнониха сравнивают с современным леопардом, и почему череп пахицефалозавра имеет 25- см утолщение? Зачем заурорнитадоиду такие огромные глаза и почему каждая челюсть гадрозавра содержит тысячу зубов? Все о самых загадочных доисторических животных, которые вымерли 65 миллионов лет назад. Цель: 1. Дать как можно больше знаний о динозаврах и о том, когда они жили. 2. Воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги. Задачи: - Помочь детям познавать окружающий мир. - Расширить знания о динозаврах. - Воспитывать внимание, усидчивость. - Развивать в детях интерес к книгам данной темы. - Приучить логически мыслить и осознавать увиденное; - Развивать в детях способность к пониманию темы.
«Мир животных» - это захватывающие и доступные детям рассказы о жизни зверей, птиц и насекомых, прячущихся в кустах и за деревьями, живущих в цветах, скрывающихся в траве, копошащихся в земле, затаившихся среди листвы и камней. Дети смогут узнать, что фламинго розовый, потому, что ест креветок, что гепард – самое быстрое животное на Земле, но в 9 случаях из 10 его охота заканчивается неудачей, а коала может несколько лет, не спускаясь оставаться на деревьях. Цель: 1. Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность. 2. Обогащать жизненный опыт детей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг. Задачи: • Способствовать расширению кругозора детей. • Воспитывать любознательность. Развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале; подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают. • Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем. • Воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. • Развивать умение ориентироваться в мире книг
«Транспорт» - ребята узнают об изобретении колеса и велосипеда, о самых разных машинах: военных и мирных, огромных и совсем маленьких, появившихся совсем недавно или много веков назад, о том, как люди покоряют землю, небо, и море с помощью созданных ими машин. Океанские лайнеры, скоростные автомобили, тяжелые танки, сверхзвуковые самолеты – все это мир транспорта. Мир разнообразный, быстро меняющийся и очень увлекательный. Цели: Расширение кругозора, формирование определённых умений и навыков работы с книгой. Задачи: • расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным, наземным, водным видами транспорта; • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги; • воспитывать навык совместного слушания, внимательно рассматривать иллюстрации.
«В мире сказок». Сказка – самый доступный способ знакомства с окружающим миром и возможность, не выходя из дома, переносится в другую реальность: стоит перелистнуть страницу, и ты оказываешься в волшебном лесу, на дне океана или на другом континенте. Перед детьми предстанут всемогущие боги и коварные злодеи, отважные герои и ужасные чудовища, добрые духи и хитрые колдуньи – бессмертные образы, созданные великими культурами разных народов. Цели: 1. Расширить представления детей о сказках. 2. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Задачи: • Воспитывать чуткость к художественному слову. • Формировать сочувствие, отзывчивость и умение действовать с учётом потребностей и интересов других людей. • Воспитывать бережное отношение к книге. • Формировать радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на её содержание. • Развивать образность детского мышления.
«Секреты профессий». Профессии, как люди могут, могут умирать и рождаться. Не стал нужен деготь из бересты, которым смазывали на Руси колеса и обувь, - исчезли дегтяри. Открываются новые области в медицине – появляются врачи новых специальностей. Каких – нибудь 100 лет назад никто и не слышал о таких профессиях, как космонавт, дизайнер, диктор телевидения, программист. На сегодняшний день насчитывается около 20 тысяч профессий. Есть из чего выбрать! И очень важно правильно выбрать. Не всегда сразу разберешься, что ты можешь делать лучше других. Цель: формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к разным профессиям; способствовать самостоятельности мышления и выбора. Задачи: • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. • Развивать познавательную активность детей. • Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы. • Способствовать пониманию зависимости между трудовой деятельностью и благосостоянием человека.
«Пираты». Как жили Пираты? Были ли у пиратов дома? Каким оружием они сражались? Как выглядел пиратский корабль? Что означал пиратский флаг? Почему пираты часто ели квашеную капусту? Корсар и пират – это одно и то же? Все о разбойниках, которые с древних времен бороздили морские просторы. Цели: Ввести в круг чтения детей произведения современной детской познавательной литературы. Задачи: • Получить новые знания из морской истории, пополнить словарный запас детей. • Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации, которые дают "прямой репортаж" с места событий, а читателю предоставляется возможность отгибать, развязывать, раскрывать и ощупывать множество интригующих сюрпризов. А попутно - узнавать значения пиратских флагов, неписаные пиратские законы, основы навигации и истории знаменитых "джентльменов удачи". • Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых мультфильмов.
«Иллюстрация книги как самостоятельный вид искусства», помогающее ребенку представить написанное, услышанное им при чтении. Ясность рисунка в книге ведет к понятности текста. Понятность текста – к интересу к нему. Перед автором иллюстраций в детской книге стоит сложная задача – понять, передать в рисунке и прояснить для детей содержание произведения, сделать его привлекательным для ума и глаза малыша Цели: Знакомство с книжной графикой. Задачи: 1) Формировать представление о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников - иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры. 2) Развивать умение правильно соотносить иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. 3) Формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – графиков, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. «Зарубежная литература в круге чтения дошкольника» - она знакомит маленького читателя с иным миром, образом жизни, национальными особенностями характера, природой. При этом ее ценностные ориентации остаются «вечными»: она учит детей добру, справедливости, уважению к человеку, сохранению его индивидуальности, терпении и терпимости к непохожим на нас существам. Цель: формирование у дошкольников интереса к книге, пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Задачи: 1. Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта. 2. Совершенствование вербального языка. 3. Развитие фантазии, воображения. 4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 5. Развитие эмпатии и умения слушать других. 6. Развитие чувства юмора. 7. Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).
«Город, который построил Маршак» Детская книга должна быть «открытием мира» для ребёнка, должна расширить его знания о земле и людях, воспитывать в детях высокие, благородные стремления и чувства, прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии». С. Я . Маршак Цель: создать условия для развития интереса у детей к творчеству С.Я.Маршака; Задачи: • развивать интерес к чтению на основе увлекательной игровой деятельности; • формировать умение творчески применять знания в новых ситуациях; • развивать восприятие, память, мышление и речь; • воспитывать устойчивое желание читать (слушать) доступную возрасту литературу.
« Весёлые книжки Эдуарда Успенского». Песню крокодила Для детей он пишет, С песней об улыбке Всем он шлёт привет. Что это за сказочник? Что же за поэт? Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Э. Успенского. Задачи: • развивать любознательность, фантазию, память, мышление; • воспитывать нравственные качества доброту, ответственность, взаимовыручку, честность, стремление помочь другим.
«Волшебные сказки братьев Гримм» Их сказки знакомы каждому с детства, в них волшебство, безудержное веселье, мораль и жестокость соседствуют друг с другом. Эти истории давно вошли в плоть и кровь европейской культуры, недаром братья Гримм посвятили всю свою жизнь поиску древних корней германской культуры. Цель: Ввести детей в мир сказок братьев Гримм, активизировать имеющиеся у детей знания о прочитанных сказках. Задачи: • На примере героев сказок братьев Гримм воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке; формировать умение работать в коллективе. • Прививать детям любовь к книге, желание читать, развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту. • Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок
"Мир сказок Андерсена" Андерсен - писатель, утверждавший, что сказки - "блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей", писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, серебряные моменты, мяч, ножницы и многое-многое другое. Цели: уточнить и обогатить представление детей об авторских сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к книге. Задача: Познакомить с краткой биографией Г.Х. Андерсена. Учить детей создавать в воображении различные образы на основе наглядных моделей. Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду. Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид. Вспоминать порядок появления героев в сказках.
«По дорогам сказок Шарля Перро» Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость. Цели: 1) Знакомить детей с творчеством французского писателя Ш. Перро 2) Расширять круг чтения детей 3) Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок. 4) Повышать творческий интерес детей; 5) Воспитывать нравственные черты характера 6) Учить чувствовать и понимать образный язык сказок.
« Ребятам о зверятах» - это знакомство с произведениями о животных для детей, которые учат раскрывать тайны леса, разгадывать большие и маленькие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых, рыб. Дети вместе с героями рассказов и сказок учатся видеть, думать, размышлять, радоваться, переживать и находить выход из создавшихся ситуаций. Цель: расширение знаний о животных, развитие речи, обогащение словаря, воспитание гуманного отношения к животным. Задачи: Приобщать детей к миру природы через литературные произведения. Формировать у детей представление о единстве человека и природы, о человеке как части природы. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детёнышам, попавшим в беду. Воспитывать умение удивляться красоте родной природы.
«Волшебство пушкинских строк» Стихи и стихотворные сказки Пушкина – это образец русского языка. Языка ясного и живого. И пусть он отличается от того, как мы говорим сейчас – мелодичные чистые строки по-прежнему трогают сердце. Знакомство с произведениями Пушкина помогает закладывать фундамент русской души – любящей, отзывчивой, восприимчивой к красоте. Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветет в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! Цель: обобщать и углублять знания о творчестве А.С. Пушкина в игровой форме; развивать любовь к родному языку. Задачи: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Литература. 1. Национальная Программа поддержки и развития чтения. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз, 2007. – 56 с. 2. Семейное чтение в год семьи./ Сост.: Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с. 3. Чтение как увлечение./ Сост. О.Л. Кабачек. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с. 4. Родительское собрания по детскому чтению./ Сост. Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 288 с. 5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003. 6. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г. 7. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с. 8. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006. 9. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006. 10. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка.// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40. 11. Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. – М.: Просвещение. 12. Поварнин С.И. –Как читать книги – М.: Просвещение. 13. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с. 14. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.